ВЕЧЕ ТВЕРИ

персона

10 апреля 2004года

МОСКВА - ПЕТУШКИ с остановкой в Твери

(электронная версия статьи)

          О том, какова на сцене солистка Тверской филармонии заслуженная артистка России Галина Шумилкина, может рассказать небольшой, но весьма показательный казус. Чествовали как-то в филармоническом зале одного очень достойного человека. Каждый второй гость, естественно, пришел с букетом. Концерт шел своим чередом. Но когда, появившись на сцене, наша героиня завела густо и сочно "Ехали на тройке с бубенцами...", одна весьма известная дама не выдержала и, забыв про юбиляра, полетела с цветами к сцене. К финалу песни таковых, не в обиду герою вечера, набралось с десяток человек. Ну, любит русская душа развернуться во всю ширь!

 

-Галина Викторовна, мы привыкли считать вас тверской певицей. Но вы, говорят, москвичка?

 

- Я живу в Москве уже двадцать лет, но родилась я во Владимирской области - в небольшом городке с красивым названием Петушки.

 

- В том самом?

 

-Ну да, Венедикт Ерофеев прославил его по-своему! Петушки - дивный город, я его так люблю, что в прошлом году даже написала песню. У нас каждое лето празднуется День города, вот я и стала думать: какой бы такой подарок я смогла сделать своей малой родине, тем более что несколько лет назад меня избрали почетным гражданином? Господь как-то так мне ниспослал, надиктовал-я не композитор и не поэт, но песня получилась очень хорошая.

 

- Как многие исполнительницы народных песен, вы поете с раннего детства?

 

- И вот почему: у меня очень музыкальная семья. Папа и мама, их сестры и братья, а особенно бабушка Анна Ивановна и дедушка Николай Иванович, профессионально музыке не учились, но пели просто замечательно. Мне до них очень далеко, у них такие красивые, крепкие голоса! Вот и мне перепала частичка семейного таланта. Все родственники часто собирались за столом, пели. А детей ведь раньше за общий стол не сажали-так я устроюсь где-нибудь в уголке, слушаю, как дедушка поет про ямщика, переживаю...

 

-Но в отличие от родственников вы решили петь профессионально?

 

-Мне так нравились дедушкины песни, что я для себя решила: это должны услышать не только близкие люди, но и вообще все вокруг. Конечно, тогда были и Зыкина, и Русланова...

 

-С которой вас часто сравнивают...

 

- Ой, ну что вы! Лидия Андреевна у нас одна- единственная. Может быть, души у нас чем- то похожи, мы обе одинаково любим русскую песню. Но такое сравнение мне о-о-очень лестно и приятно!

 

-И учиться вы поехали в Москву?

 

-Сначала в Москву в театральное училище поехала моя подружка. А я на каникулах после восьмого класса отправилась с ней за компанию. Пришли на прослушивание, сидим, слушаем, как стихи читают. Я ерзаю, верчусь, комментирую. Мне соседи говорят: "А ты сама иди почитай!" А вот и пойду! Как сейчас помню, тогда был переворот в Чили: Пабло Неруда, Виктор Хара... «...Потемнела ль от яда посуда, был ли выстрел... Но заставить поэта замолкнуть - полдела!" Так это здорово прозвучало, что мной сразу заинтересовалась преподаватель актерского мастерства Майя Попович. Я ей объясняю, что я вообще- то петь хочу. "Как, вы еще и поете?" Я не еще, я вообще пою! Принесли мне баян, усадили - "Черный ворон, что ты вьешься..." Мая Юрьевна посоветовала мне показаться в Гнесинском училище, привела к Вере Беляевой. Я тогда перевелась в московскую школу, была целая история с пропиской - без нее никуда не брали. Кстати не мама хлопотала, а я сама - пробивалась во все кабинеты, в управление образования, подписывала все бумаги. Мы, провинциалы, деятельные и настырные, а мне так хотелось петь! В общем, школу закончила уже в Москве, Вера Михайловна готовила меня  в училище...

 

- А после училища был "Орнамент"?

 

-Я туда попала еще до окончания училища. В "Орнаменте" играли московские музыканты, но работали они в Саратовской филармонии. Мне так хотелось в Москве остаться, а они говорят: "поехали в Саратов!" С этого моя творческая жизнь и началась. Потом мы вернулись в Москву, я вышла замуж за нашего контрабасиста Сашу (Александр Фефилов - руководитель ансамбля русских народных инструментов "Орнамент» - Н.З.), и вот уже двадцать лет вместе...

 

- Трудно быть вместе дома и на сцене?

 

-Это не трудно, это, наоборот, здорово! Мы с ним единое целое - настолько, настолько, что стоит мне о чем- то подумать, он тут же об этом говорит. Саша мой первый друг, он все понимает и помогает; это муж, данный мне богом, - с другим человеком, наверное, я бы не смогла столько сделать. А одиннадцать лет назад у нас родился Ванечка. Сейчас он учится, играет на гобое и тоже поет народные песни.

 

-Гобой все-таки не самый популярный инструмент...

 

К сожалению, в музыкальной школе при Гнесинке нет класса балалайки. Мы думали, что бы такое выбрать, чтобы мальчик  еще и пел, а духовые инструменты хорошо тренируют дыхание. Гобой позволяет играть и народную и классическую музыку. А какой у него звук- это же король духовых инструментов! Сейчас Ваня учится в шестом классе у Дмитрия Булгакова, он уже участвовал в концерте памяти Феди Гефеле - у нас получился очень красивый выход.

 

-В Твери вам понравилось больше, чем в Саратове?

 

- Тверская филармония сыграла большую роль в моем становлении и как артистки, и как личности. Владимир Ефимович не запрещал мне петь именно то, что я хочу, не подавлял...

 

-Ну, вас вашей энергичности подавить трудно!

 

-  Да нет, бывает. Руки опускаются, делать ничего не хочется... Но потом думаю: если я не буду делать свое дело, то кто же его сделает? Кроме того, одиннадцать лет назад я обратилась к вере. То есть я всегда была крещеным православным человеком, но тогда почувствовала веру как-то по особенному глубоко. Сыграло свою роль знакомство с отцом Алексеем Грачевым, который стал моим духовником и наставником. И это меня очень поддерживает.

 

- И поэтому вы теперь включаете в свой репертуар и духовные песни?

 

- У меня есть целая программа из авторских духовных песен, славянских гимнов, сочинений на стихи Афанасьева. Очень бы хотелось показать эту программу в Тверской филармонии, раскрыть душу еще и с этой стороны. Здесь меня пока знают только как исполнительницу традиционных русских народных песен.

 

-"Ямщик, не гони лошадей..."

 

- Ух, как она мне нравится! Ну и что из того что, что это мужской репертуар? Я. правда, сначала сомневалась, но потом... Это у меня от дедушки Николая Ивановича.

 

- А вам никогда не хотелось обратиться от народных песен академического стиля к подлинному фольклору?

 

-Я очень люблю слушать, как поют деревенские бабушки. Если бы представилась возможность, я бы обязательно поехала в фольклорную экспедицию, но, к моему, может быть, стыду, до этого не доходят руки и не хватает времени. Хотя вот два года назад мы ездили в Румынию, и там побывали у старообрядцев, русских и украинцев. Они сумели сохранить традиционную культуру и старинный уклад жизни, в церковь женщины ходят в сарафанах, а мужчины в холщевых рубашках с кушаками. Это так красиво и так трогательно... А какие там песни! Я там много чего записала, теперь понемногу расшифровываю и пою. А еще хочется сделать программу звуковых картин, использовать как дополнение к музыке естественные звуки природы - совсем недавно мы говорили об этом  с художником Сергеем Разживиным.

 

- Но тогда вам придется сменить ваши роскошные костюмы на простой деревенский сарафан?

 

-Когда я начинала двадцать лет назад, у меня и платья были попроще. Впрочем, и сейчас в моем концертном гардеробе есть костюмы, близкие к фольклорным, я очень люблю лен. Кстати все мои концертные костюмы шьют тверские мастерицы Клава Смирнова и Ольга Ковалева - наши умницы, красавицы, искусницы. Я полностью полагаюсь на их умение и вкус: они хорошо знают мой характер, мои песни, а также и мои недостатки и умеют их замаскировать. Подлинный фольклорный костюм- это очень красиво, но тогда и программу нужно готовить соответствующую. Когда-нибудь, надеюсь, я так и сделаю.

 

-Вот мы и планах заговорили...

 

- Сейчас я думаю о том, что за двадцать лет я много чего нашебуршала - пора как-то передавать свой опыт. Молодежь нужно воспитывать: детишки должны знать культуру, музыку, обычаи своего народа. Нынешнее поколение мы не имеем права упустить. В Москве мы живем в Западном округе, и весь округ нас уже знает - мы работаем со школами, проводим концерты и благотворительные акции. А сейчас думаю о том, что нужно сделать свой центр, подобный джазовым кафе, которых в Москве великое множество, чтобы дети могли, попит чаю с баранками и послушать в хорошем исполнении хорошую русскую музыку. Я не националист, я патриот в нормальном смысле этого слова и хочу, чтобы в России не было зазорно петь русские песни.

 

- Но концертную деятельность вы не бросаете?

 

- Ни в коем случае! Я очень люблю зрителя, и даже если в зале сидят пять человек, я буду петь так же, как пела бы для пяти тысяч. Сейчас у нас запланировано несколько крупных концертов, в том числе в Славянском культурном центре, в Доме журналиста. А недавно мы участвовали в концерте, организованном радио "Тройка". Этой станции всего год, и услышать ее, к сожалению, можно только в Москве. Нас пригласили на этот концерт, поскольку наша песня "Я вернулась" вошла в десятку лучших наравне с известными песнями Надежды Бабкиной, Людмилы Николаевой, Надежды Кадышевой.

 

- Когда же ваше имя будет звучать в этом ряду в масштабе всей России?

 

- Я часто сама себя об этом спрашиваю. Если бы нашлись помощники и продюсеры... Тогда Галина Шумилкина и ансамбль "Орнамент" были бы не менее, а то и более популярны!

 

 

 

Беседовала   Наталья Зимина

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz